Мастер, к нашему разговору http://lib.ccssu.crimea.ua/avt.lan/student...part1/p1_8.html
Присутствие славянского этнического компонента в Мазурском Поозерье устанавливается по некоторым находкам, сопоставимым с материалами антской (пеньковской) культуры, и особенно по пальчатым фибулам славянских типов.
В Мазурском регионе славянский этнический элемент появился и проживал в иноплеменной среде и, по-видимому, вскоре был ассимилирован местным за-паднобалтским населением, оставив следы лишь в топонимике региона.
Это то чем занимаются поляки.
Две пальчатые фибулы найдены в регионе нижнего Немана. Одна из них обнаружена в погребении 201А могильника Линкунай (Линкунен) западнее Тильзита-Советска. ... Однотипная пальчатая фибула найдена еще несколько севернее устья Немана в Штрейтлаукене [16].
Это возможно будущие "венеды".
По всей вероятности, от миграционной волны разноплеменного дунайского населения, направлявшейся в северном направлении в Мазурский регион, оторвалась какая-то группа, состоявшая преимущественно из славян, которая продвинулась далее, достигнув латвийско-литов-ского побережья Балтийского моря, заселенного куршами.
А это уже предположение автора.
Перечисленные находки славянских пальчатых фибул на территории Литвы и Латвии - явное свидетельство проникновения славян в этот регион в VI-VII вв. Картография этих находок показывает, что славяне осели, прежде всего, среди куршского населения и пришли в соприкосновение с ливами. Показателем этой миграции являются также серьезные деструктивные изменения, которые именно в это время наблюдаются в культуре куршей и которые никак не могут быть объяснены внутренним эволюционным развитием.
Те кто севернее и восточнее нас.
Анализ текста "Хроники Ливонии" Генриха Латвийского вполне определенно свидетельствует, что упоминаемые в ней венды были одним из этносов средневековой Прибалтики, подобно ливам, куршам, латгалам, эстам, литовцам, тевтонам и другим [32].
...
Вполне очевидно также, что этот исторический источник характеризует последние страницы истории вендов. В скором времени они, очевидно, растворились в латгальской среде, и уже не упоминаются в письменных документах развитого средневековья. Первоначально, как сообщает "Хроника Ливонии", венды жили в Куронии (Курляндии) в бассейне реки Венды (в средневековых памятниках письменности - Wenda, Winda, Venda, Vende; современная Вента), откуда были изгнаны куршами. Какое-то время (еще до основания Риги) венды проживали на Древней Горе (Mons Antiqus), но и оттуда были вытеснены теми же куршами. Многие из них при этом были убиты, остальные бежали к латгалам и расселились среди них.
...
К.Буга считал, что не только гидроним Вента, но и целый ряд других гидронимов свидетельствуют о вторжении в летто-литовские земли в V-VI вв. славянского населения (еще в условиях прасла-вянского языкового состояния)
...
Но, вместе с тем, гидронимы, этимологизируемые из славянских языков, встречены и в древнем куршском регионе [31], не затронутом славянским влиянием в историческое время. Опять-таки объяснить это возможно лишь при допущении каких-то ранних встреч славян с местным балтским населением.
...
Рассмотренная выше ситуация в куршском ареале в VI-VII вв. допускает мысль о расселении здесь славянского населения. В VIII-IX вв., как вполне определенно свидетельствуют археологические материалы, начинается расширение территории куршей в северном направлении. Перемещение куршей на север продолжалось и в следующих столетиях. Они постепенно заселили весь бассейн Венты и пришли в непосредственное соприкосновение с ливами. По всей вероятности, именно с этой миграцией куршей и было связано вынужденное переселение вендов из региона Венты к низовьям Даугавы, что и зафиксировал Генрих Латвийский.
Вот это уже из области топонимики - и анализа летописей - в общем то чему я не доверяю. Можно сказать только, что некая группа пришла скорее всего с юга и осела на нашей территории.
и http://lib.ccssu.crimea.ua/avt.lan/student...art1/p1_10.html
Средневековые древности финно-угорских и летто-литовских племен, составлявших наряду со славянами основу раннесредневекового населения лесной зоны Восточной Европы, ныне довольно обстоятельно изучены [38]. И они со всей определенностью свидетельствуют, что ни одному из племенных образований балтов или финно-угров, не затронутых славянским влиянием, не было свойственно ношение височных колец. Женское головное убранство эстов и корелы, ливов и суоми, коми и югры, удмуртов, эрзи и мокши, как и всех летто-литовских племен, не включало височные кольца.
А вот это уже вполне конкретно. Есть височные кольца - есть славяне. Колец - килограммы в музее. Славянки отдельным племенем точно не жили, это не амазонки. Найти и доказать трудно из-за высокой степени ассимиляции и заимствования предметов материальной культуры, веку к 13-му они, скорее всего, уже почти полностью утратили этнические черты, за исключением небольшой группировки, которая и упоминается в записях. Скорее всего в сумме славян было на территории пруссии меньше, чем любого балтского племени, но не настолько мало чтобы отрицать существование. Правда непонятно кто и откуда шел, но разбираться в переселениях у меня не хватает компетентности. Да и посмотреть музеи нужных областей, а именно мазурские, литовские и беларусские и сравнить колечки с нашими - нет пока возможности. Посмотрим - можно будет говорить - кто конкретно здесь мог жить. Если вы только не будете утверждать, что височные кольца носили прусские женщины - это вообще-то было бы сенсацией в научном мире.
Отредактировано NT (2007-06-14 02:20:51)